В северной части Ладожского озера есть остров Валаам. Место известное и почитаемое многими, как центр русской духовной культуры. История монастыря, расположенного на острове, начинается с начала XV века, однако, согласно преданию, еще апостол Андрей, который шел с проповедью Христовой с юга на север, добрался до архипелага и установил на Валааме каменный крест.
Валаам много раз переходил от шведов к русским и обратно, пока, наконец, в 1721 году по Ништадскому мирному договору Швеция признала эти территории российскими. Спасо-Преображенский монастырь расцвел к XIX веку, когда Валаам стал частью Великого княжества Финляндского в составе Российской империи. Сюда любили приезжать российские императоры, природа острова тянула к себе цвет петербургской интеллигенции, художников, поэтов, музыкантов. Остров и монастырь на нём стали для России символом, местом поклонения для тысяч паломников со всей страны.
После получения Финляндией независимости монастырь остался действующим. В Финляндии две государственные церкви — лютеранская и православная, поэтому для жизни монастыря мало, что изменилось. Только вот службы с середины двадцатых годов стали вестись в том числе и на финском, а на острове появился воинский гарнизон.
Благодаря тому, что Финляндия отделилась от России, монастырь уцелел и не был разграблен, как множество других монашеских обителей на территории страны. Однако, большевики достали валаамских монахов и здесь. Во время «зимней» войны 1939-1940 гг. Валаам, на котором располагалась финская воинская часть, стал подвергаться массированным бомбардировкам советской авиации. По воспоминаниям настоятеля монастыря, в иные дни на остров падало до сотни бомб. Монахи решили уйти на материк, в Финляндию, чтобы спастись.
Валаам много раз переходил от шведов к русским и обратно, пока, наконец, в 1721 году по Ништадскому мирному договору Швеция признала эти территории российскими. Спасо-Преображенский монастырь расцвел к XIX веку, когда Валаам стал частью Великого княжества Финляндского в составе Российской империи. Сюда любили приезжать российские императоры, природа острова тянула к себе цвет петербургской интеллигенции, художников, поэтов, музыкантов. Остров и монастырь на нём стали для России символом, местом поклонения для тысяч паломников со всей страны.
После получения Финляндией независимости монастырь остался действующим. В Финляндии две государственные церкви — лютеранская и православная, поэтому для жизни монастыря мало, что изменилось. Только вот службы с середины двадцатых годов стали вестись в том числе и на финском, а на острове появился воинский гарнизон.
Благодаря тому, что Финляндия отделилась от России, монастырь уцелел и не был разграблен, как множество других монашеских обителей на территории страны. Однако, большевики достали валаамских монахов и здесь. Во время «зимней» войны 1939-1940 гг. Валаам, на котором располагалась финская воинская часть, стал подвергаться массированным бомбардировкам советской авиации. По воспоминаниям настоятеля монастыря, в иные дни на остров падало до сотни бомб. Монахи решили уйти на материк, в Финляндию, чтобы спастись.
Из Валаамской тетради Евгения Кузнецова:
«Уже в конце февраля 1940 года стало ясно, куда клонится чаша весов военного исхода. В монастыре срочно готовят большой обоз. Все, что только можно было спасти от поругания и уничтожения: святыни, иконы, библиотеку, архив, часть колоколов, было погружено на сани, и 28 февраля, в ночь (боялись налета нашей авиации), обоз двинулся по льдам Ладоги на материк, в сторону Ланденпохьи. Многие километры по торосистому льду, в непроглядную темень, лютый мороз все-таки преодолели и к рассвету вышли к берегу. 12 старцев недвижно остались лежать в санях. Далее был переезд в город Иоэнсу, всевозможные мытарства. Правительству Финляндии было не до монастыря, около трехсот тысяч беженцев с завоеванных Красной Армией земель пришлось принимать обессиленной войной Финской республике. И все-таки в том же году удалось купить землю — «поместье Паппиниеме» (по наименованию озера, его окружающего) и начать обустраиваться. И возникает новый монастырь. Он и название получает Ново-Валаамский.»
Летом 1940 года в монастыре открылась школа боцманов и юнг, а после войны на острове было организовано коллективное хозяйство, которое использовало монастырские угодья и остатки инвентаря.
В 1950 году Валаам открыл новую страницу своей истории — трагическую и позорную одновременно.
После страшной войны на улицах советских городов оказались десятки тысяч инвалидов-фронтовиков, которые, не имея средств к существованию, перебивались случайными заработками, просили милостыню, играли на гармошках у вокзалов и на рынках. В общем, по мнению властей, портили своим видом картину приходящей в себя страны-победительницы. Поэтому, в 1949 году распоряжением правительства в самых разных, удаленных от центральных городов, местах были созданы дома инвалидов. Куда фронтовиков стали помещать насильственно, устраивая облавы по дворам, подвалам и чердакам. В эти облавы попадали не только те, кто попрошайничал на улице, но и те, кого приютили у себя родственники или знакомые. Времена были жестокие и люди прятались от милицейских ищеек, как могли, потому что знали, что пощады не будет — есть приказ, который нужно исполнить.
В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР такой дом инвалидов открыли и на Валааме, разместив инвалидов в бывших монастырских зданиях.
В 1950 году Валаам открыл новую страницу своей истории — трагическую и позорную одновременно.
После страшной войны на улицах советских городов оказались десятки тысяч инвалидов-фронтовиков, которые, не имея средств к существованию, перебивались случайными заработками, просили милостыню, играли на гармошках у вокзалов и на рынках. В общем, по мнению властей, портили своим видом картину приходящей в себя страны-победительницы. Поэтому, в 1949 году распоряжением правительства в самых разных, удаленных от центральных городов, местах были созданы дома инвалидов. Куда фронтовиков стали помещать насильственно, устраивая облавы по дворам, подвалам и чердакам. В эти облавы попадали не только те, кто попрошайничал на улице, но и те, кого приютили у себя родственники или знакомые. Времена были жестокие и люди прятались от милицейских ищеек, как могли, потому что знали, что пощады не будет — есть приказ, который нужно исполнить.
В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР такой дом инвалидов открыли и на Валааме, разместив инвалидов в бывших монастырских зданиях.
Как рассказывают те, кто еще помнит те времена, первая партия поселенцев в новом доме состояла из 500 человек. Это были разные инвалиды — без рук, без ног, ослепшие и оглохшие. Привезли и самых тяжелых, т.н. «самоваров» — фронтовиков, потерявших и руки, и ноги. У людей отобрали паспорта и солдатские книжки, фактически переведя их на положение заключенных. Помещение в такой инвалидный дом стал для людей, которых выдернули из налаженной жизни, пускай и полунищей, но свободной, таким шоком, что они стали умирать один за другим.
Это сейчас на их могилах стоят кресты, поставленные два десятка лет назад монахами, а тогда инвалидов хоронили безымянными, под колышками и табличкой с номером. Так, как хоронят преступников. А от многих и могил не осталось — зарастает земля травой, уже и холмиков не видно, исчезает кладбище бесследно.
«Понять ли нам с вами сегодня меру беспредельного отчаяния, горя неодолимого, которое охватывало этих людей в то мгновение, когда они ступали на землю сию. В тюрьме, в страшном гулаговском лагере всегда у заключенного теплится надежда выйти оттуда, обрести свободу, иную, менее горькую жизнь. Отсюда же исхода не было. Отсюда только в могилу, как приговоренному к смерти. Ну и представьте себе, что за жизнь потекла в этих стенах. Видел я все это вблизи, много лет подряд. А вот описать трудно. Особенно, когда перед мысленным взором моим возникают их лица, глаза, руки, их неописуемые улыбки, улыбки существ, как бы в чем-то навек провинившихся, как бы просящих за что-то прощения. Нет, это невозможно описать. Невозможно, наверно, еще и потому, что при воспоминании обо всем этом просто останавливается сердце, перехватывает дыхание и в мыслях возникает невозможная путаница, какой-то сгусток боли! Простите...Скажу только, что обворовывали их все, кому не лень, и даже те, кому было лень. Дело доходило до того, что на обед в столовую многие ходили с пол-литровыми стеклянными байками (для супа). Мисок алюминиевых не хватало! Я видел это своими глазами. На вопрос кому-либо из них: «Что привезти из Питера?» — мы, как правило, слышали: «Помидорку бы и колбаски, кусочек колбаски». А когда мы с ребятами, получив зарплату, приходили в поселок (так теперь стала называться бывшая центральная усадьба монастыря) и покупали бутылок десять водки и ящик пива, что тут начиналось! На колясках, «каталках» (доска с четырьмя шарикоподшипниковыми «колесами»), на костылях радостно спешили они на поляну у Знаменской часовни, там рядом была тогда танцплощадка. Для безногих инвалидов! Додуматься только! И был здесь же пивной ларек. И начинался пир. По стопарику водки и по стопарику же ленинградского пива. Да если это «прикрыть» половинкой помидорки да куском «отдельной» колбаски! Бог мой, вкушали ли изощреннейшие гурманы подобные яства! И как оттаивали глаза, начинались светиться лица, как исчезали с них эти страшные извинительно-виноватые улыбки. А с каким упорством, с какой жаждой праздника (всё, что отвлекало от беспросветной повседневности, и было праздником) они поспешали к туристическому причалу за шесть километров от посёлка. Посмотреть на красивых, сытых, нарядных людей. Пообщаться иногда хоть одной фразой с ними. Увидеть жизнь. Пусть я повторюсь, но добирались-то, опять же, на костылях, «каталках», колясках.»
Подлечившись он снова шел в бой. Свои дни окончил сосланным и заживо забытым на острове Валаам.
В результате тяжелейшего ранения он потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть.
С середины шестидесятых на архипелаг стали ездить экскурсоводы, водить по острову туристические группы. Показывать инвалидный дом строго-настрого запрещалось, за это могли уволить с работы.
Из Валаамской тетради Евгения Кузнецова:
«И все-таки кто-то прорывался и все равно ходил туда. Но. разумеется, поодииочке или группочками по три-четыре человека. Надо было видеть потом опрокинутые лица этих людей, их шок от увиденного. Особенно страшно встретить женщин в возрасте, потерявших мужей на фронте, да еще получивших не похоронку, а извещение «пропал без вести». Ведь некоторые из них свершали самые настоящие паломничества по таким заведениям. Пытаясь отыскать своих мужей, сыновей, братьев.»
Запретная тема иногда прорывалась на страницы книг. Известный советский писатель Юрий Нагибин, сам бывший фронтовик, написал цикл рассказов про валаамских инвалидов: «Бунташный остров». Остров у Нагибина назван Белояром и истории эти сильно приукрашены, романтизированы, но обращение к такой теме уже стоило дорогого — инвалидные «тюрьмы» в заброшенных монастырях старались скрывать от постороннего взгляда. В 1984 году кинорежиссер Игорь Таланкин снял художественный фильм по рассказу Нагибина «Терпение». Как раз в тот год дом инвалидов, о котором уже стали говорить по радио на «вражеских голосах», было спешно решено перевезти на материк.
Вот сцена из того фильма, где героиня обнаруживает на острове своего любимого человека, из той, еще довоенной жизни. Он ушел на фронт, был искалечен и не вернулся домой, добровольно приехав на забытый всеми остров для инвалидов. В фильме эту пару сыграли Алексей Баталов и Алла Демидова.
С острова пытались и бежать. В архиве остались, например, документы Ивана Калитарова, 1924 года рождения, у которого после тяжелого ранения была парализована правая сторона. В возрасте 36 лет он замерз в десяти километрах от дороги на остров Валаам. Как предполагают, хотел по льду озера пройти до материка. Нашли его только через месяц.
Ослепший и искалеченный на войне Иван Забара показывает художнику медаль «За оборону Сталинграда».
Ослепший и искалеченный на войне Иван Забара показывает художнику медаль «За оборону Сталинграда».
В архивных документах удалось разыскать только одну красноармейскую книжку. Все остальные документы, награды — всё исчезло или было уничтожено намеренно. О том, что это участники Великой Отечественной войны, можно судить лишь по годам рождения и медицинским записям о болезнях, там фиксируется, если человек получил травму на фронте. В основном это сильные контузии, слепота, отсутствие нижних или верхних конечностей. В 20-ти амбарных книгах архива Валаамского дома-интерната обнаружили 153 личных дела ветеранов-инвалидов Великой Отечественной войны, проживавших на острове и 54 дела ветеранов, похороненных на острове. Работа по поиску в Видлицком доме-интернате для престарелых и инвалидов продолжается.
Два года назад Валаамский монастырь обратился к благотворителям с просьбой о помощи в создании мемориального памятника ветеранам-инвалидам Великой Отечественной войны, погребенным на острове. И вот теперь на кладбище у самого края лесной дороги, где в лесу еще видны холмики безымянных могил, установлена мраморная стела с именами фронтовиков и большой каменный крест.
«Это был никакой не дом инвалидов, а обыкновенный лагерь. (...) Я хорошо помню людей, в память о которых поставлен этот крест. Это люди, получившие тягчайшие увечья в Великой Отечественной войне. Многие из них не имели рук и ног, но более всего, наверное, они испытывали муки от того, что Родина, за свободу которой они отдали свое здоровье и даже свою жизнь, не сочла возможным сделать ничего лучшего, как отправить их сюда, на этот холодный остров, подальше от общества победителей. (...)Думаю, о сегодняшнем событии должна знать вся наша страна, весь наш народ, чтобы память о Победе всегда сопровождалась молитвенной памятью о героях, жизнь свою отдавших за Родину, увечья тяжкие получивших, — включая тех, кто так и не получил заботы и поддержки от тех, кто нес тогда ответственность за судьбы нашей страны. Вот на этом бездушии, на этой черствости и лицемерии воспитывались люди. Мы сегодня с большим трудом преодолеваем тяжкие последствия прошлых десятилетий. Дай Бог нам никогда больше не делать таких ошибок».
Красивый моностырь . Да и хорошо написано.
ОтветитьУдалитьЯ Антон Ноженков. Выполнил задание Валерий Александрович
ОтветитьУдалитьПрочитав эту статью я узнал, что Валаам-это остров,на этом острове расположен монастырь, который в 1939-1940 гг осаждался финскими войсками. По словам настоятеля монастыря в день сбрасывали до сотни бомб.Люди защищавшие монастырь очень сильно страдали,у некоторых оставались только тела, руки и ноги отрывало осколками бомб. В то время была такая жестокость, что у меня от прочитанного наворачивались слезы.Человеческая жестокость доходила да такой степени, что многих людей оставили колеками на все жизнь-их называли "самовары"."Самоваров" вывозили в сад на тележках и в мешках подвешивали их на яблони,где те целый день висели,ругались,общались.ПОЧТИМ ПАМЯТЬ ЭТИХ НЕСЧАСТНЫХ ЛЮДЕЙ, И ЧТОБЫ БОЛЬШЕ ТАКОГО НЕ ПРОИЗОШЛО!
ОтветитьУдалитьЯ Антон Ноженков соболезную родственникам погибших и пострадавших!!
Я Щелканов Женя выполнил поручение Валерия Александровича
ОтветитьУдалить"Валаам - последний приют победителей" - да действительно, это так. Прочитав статью,понимаешь ещё больше кровавую и жестокую историю своей страны.
ОтветитьУдалитьОчень жаль людей-инвалидов которых сослали в Валаам.
Очень жаль и их родственников.
Вечная память...
P.S. Филимонова Юлия
Да,НИЗКИЙ ПОКЛОН этим людям!
ОтветитьУдалитьПрочитав эту статью,ты понимаешь что приходилась этим людям биться так ожесточённа и беспощадно за свободу.
Очень жаль людей которые потеряли руки и ноги, лишились речи и слуха в этой ожесточённой войне.Все ради своей свободы...
ОтветитьУдалитьЯ Акопян Рита соболезную родственникам погибших и пострадавших.Это действительно тяжело пережить.
история трагичная, ведь нелязя так обращаться с такими людюми, все они заслуживают лучшей жизни чем у них была!!!
ОтветитьУдалитьМы очень соболезнуем их родственникам погибших и пострадавших, низкий им поклон
ОтветитьУдалитьМне очень жаль людей-инвалидов, они понесли много потерь ради нашей победы и свободы нашей страны.
ОтветитьУдалитьЭти люди потеряли ноги,руки,слух ради победы,они заслуживают лудшего,ведь они герои воин.
Я Новикова Анастасия соболезную родственникам погибшим и пострадавшим.
Мне очень жаль этих людей-инвалидов потерявших руки, ноги, слух лишившихся на войне ради свободы и жизни нашей страны.
ОтветитьУдалитьЯ Сиберт Настя соболезную родственикам погибшим и пострадавшим и не желаю чтоб такого больше не произошло!!!
ОЧень поучительная статья не хочется верить в тот ужас, который пережили эти люди-защитники нашей Родины..Мне хочется верить, что это НИКОГДА НЕ ПОВТОРИТСЯ!!!!!!!
ОтветитьУдалитьЯ Яценков Максим 8а вечная память погибшим героям!!
Очень грустно осознавать что наша страна не подастуинству оценила защитников родины...
ОтветитьУдалитьЯценков Максим 8а вечная память погибщим героям!!
Читая это я понимаю что люди когда ваевали они ресковали своими жизньями.. И поэтому я очень им блогадарен!!!
ОтветитьУдалитьЯ Хомедов Али 8а вечная им память!!
Прочитав эту статью, меня потрясла беспредельная жестокость в обращении с людьми. Так не хочется,чтобы это когда-то повторилось!
ОтветитьУдалитьЗачем страна так поступила со своими ГЕРОЯМИ?Ах да правительство не хотела портить картину страны-победетельницы,но они забыли что без этих людей страны возможно не было бы и вообще!
ОтветитьУдалитьДа жаль этих людей но давате хоть мы не будем поступать так как поступило когда-то правительство,мы всегда будем помнить о этих людях! ВЫ НАВСЕГДА ОСТАЛИСЬ ГЕРОЯМИ!!!
Я Дорончев Алексей
Зачем нужно было издеваться так над Героями? За что, за какие такие провинности наказала их страна, за которую они воевали? Так поступить с Героями страны, которые побывали на нескольких войнах просто жестоко и бесчеловечно!!!!!!! Этим поступком страна наоборот испортила картину страны-победительницы! Я сочувствую этим Героям, и ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ИМ!!!
ОтветитьУдалитьP.S. Шумахер Анастасия
Вечная память всем Героям войны!
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что об этой статье должны узнать как можно больше людей, чтобы молодое поколение не повторяло подобных ошибок, и чтобы с Героями обращались как с Героями, а не как с предателями Родины!!!
Коноваленкова Анна
Мне очень жалко этих людей , ведь они защищали нашу страну и благодаря им мы сейчас живем!
ОтветитьУдалитьЛюди боролись за существоание страны,а в конце концов остались инвалидами.....так ко всему этому они" по мнению властей, портили своим видом картину приходящей в себя страны-победительницы. "Это же на сколько надо быть бессердечными и неблагадарными.Жаль погибших и людей,которые на всю жизнь остались инвалидами.
ОтветитьУдалитьлюди шли на войну они победили и что они получили в обмен?
ОтветитьУдалитьне чего они не получили кроме ссылки на остров.
и очень жаль что мы так не заботимся о том что было...мы должны гордится,а не скрывать их.
Я Боровенский Роман соболезную родственникам погибших и пострадавших.Это действительно тяжело пережить.
ОтветитьУдалитьМне очень жаль людей-инвалидов, они понесли много потерь ради нашей победы и свободы нашей страны.
ОтветитьУдалитьЭти люди потеряли ноги,руки,слух ради победы,они заслуживают лудшего,ведь они герои воин.
Eti lydi deystvitel`no zasluzhivaut yvazheniya,sochystviya......vechnaya im pamyat`.
ОтветитьУдалитьA vlast` sovsem nespravedlivo pastypila....
Вечная память всем Героям войны!
ОтветитьУдалитьЯ думаю что все должны прочитать и узнать об этой статье.Мне очень понравилась эта статья!
Лисина Татьяна 10 "А" класс
Прочитав эту статью понимаешь жестокость войны, что людям пришлось пережить.Очень жаль людей-инвалидов которых сослали в Валаам.
ОтветитьУдалитьМЫ ЧТИМ И ПОМНИМ ГЕРОЕВ ВОЙНЫ!!!