По просьбе Акопян Риты публикую небольшой рассказ о санитарных поездах.
Санитарный поезд — железнодорожный состав, предназначенный чаще всего для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым и больным в ходе военных действий (военно-санитарный поезд), имеющий в своем составе вагоны, специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших, а также вспомогательные вагоны, такие как вагоны-операционные, кухни, аптеки, вагоны для персонала, вагоны-морги и т. п.
Санитарные поезда впервые были применены англичанами в 1856 году в ходе Крымской войны. В дальнейшем железнодорожные поезда для перевозки раненых широко использовались в ходе Гражданской войны в Америке (1861-1865 гг.) и франко-прусской войны 1870—1871 гг. В немецкой армии за время этой войны 36 санитарных поездов перевезли до 40 тысяч больных и раненых.
4 декабря 1876 года вышел императорский указ о формировании 14 санитарных поездов «на случай войны». В соответствии с указом такой поезд состоял из: 17 шестиколесных или 12 восьмиколесных санитарных вагонов, 2 пассажирских - для медицинского персонала и прислуги и 3 товарных: кухонного, вагона-кладовой и вагона для грязного белья и умерших в пути.
20 мая 1877 года первый санитарный поезд России отошел от перрона Николаевского вокзала. Одним из врачей на этом поезде был Ф.Ф. Шперк, который позднее напишет сочинение: под названием «Санитарный поезд № 1 имени Государыни Императрицы и его 16-месячная деятельность во время войны 1877—1878 гг.».
Уже в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов санитарные поезда русского Красного креста перевезли свыше двухсот тысяч больных и раненых.
Большое количество санитарных поездов в России было сформировано в период Русско-Японской и Первой мировой войн. Во время войны с Японией санитарные поезда эвакуировали 87 тысяч больных и раненых. Во время Первой мировой наряду с санитарными поездами Красного креста по обе стороны фронта в Европе курсировали и медицинские поезда Мальтийского ордена.
Во время Гражданской войны в России только на стороне Красной Армии действовало 242 санитарных поезда.
Наибольшее количество больных и раненых санитарные поезда эвакуировали во время Великой Отечественной войны. Миллионы жизней советских солдат и мирных граждан были спасены военно-санитарными поездами, осуществлявшими не только эвакуацию и первую помощь, но и выступавшими в роли передвижных больниц, оборудованных операционными. По свидетельству участников войны немецкие-фашистские войска использовали эмблему Красного креста в качестве прикрытия своих бронепоездов, тогда как красный крест на советских поездах не смущал атаковавших их немецких лётчиков.
По состоянию на 2007 год в России действуют три передвижных консультационно-диагностических центра на базе железнодорожных поездов: «Здоровье», "Терапевт Матвей Мудров" и "Хирург Николай Пирогов". Диагностический поезд состоит из восьми переоборудованных пассажирских вагонов. В поезде есть аптека, где можно сразу после осмотра приобрести необходимые лекарства. Один вагон оборудован дизель-генераторными агрегатами, обеспечивающими полную автономность энергоснабжения.
24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщений дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов.
Военно-санитарные поезда в годы войны перевезли миллионы раненых и больных. Они были своеобразными госпиталями на колесах, где целыми сутками, не зная отдыха, врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов. Санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Это были кровеносные сосуды, связывающие медиков фронта и тыла.
Военно-санитарный поезд №87, г. Саратов
На Рязано-Уральской железной дороге (ныне - Приволжская) в Саратовской области было сформировано 3 военно-санитарных поезда. За годы войны на железнодорожные станции Саратовской области пришло более 100 военно-санитарных поездов с ранеными бойцами. Благодаря усилиям медиков, в эвакогоспиталях поправили свое здоровье более 300 тысяч раненых.
17 июля 1941 года в первый рейс из Саратова отправился военно-санитарный поезд №87, начальником которого был майор медицинской службы Павел Кондратьевич Табаков (отец народного артиста СССР Олега Павловича Табакова).
Замелькали станции: Балашов, Паворино, Лихая, Ростов, Запорожье...
День за днем, месяц за месяцем трудились сотрудники военно-санитарного поезда – врачи, медсестры, санитары, проводники. В их числе: врач, старший лейтенант Виктор Ушацкий, заведующая аптекой Дина Островская, медсестры Антонина Каширина, Татьяна Усина, Александра Клокова, Валентина Кащенко. Они вывозили раненых из прифронтовой зоны, лечили, доставляли в тыл.
Во время Великой Отечественной войны военно-санитарный поезд №87 совершил 35 рейсов, прошел более 220 тысяч километров. Об этом можно прочитать в сохранившемся "Путевом дневнике военно-санитарного поезда №87", который вела делопроизводитель Лидия Приходько. Победу персонал военно-санитарного поезда №87 встретил на станции Валуйки Воронежской области. Но работа на этом не закончилась. В июле 1945 года поезд отправился в Варшаву и Франкфурт, в августе и сентябре того же года перевозил репатриированных, а в октябре и ноябре - демобилизованных, отпускников и гражданских лиц.
17 июля 2002 года на территории Саратовского государственного музея боевой славы появился необычный экспонат – военно-санитарный вагон 40-х годов. Этот вагон являлся аптекой-перевязочной, состоящей из санпропускника, перевязочной, отделения для тяжело- и легкораненых, аптеки и медицинского поста. Здесь воспроизведена атмосфера военных лет: представлены подлинные медицинские инструменты того времени, предметы быта, а также документы из архива военно-санитарного поезда №87, которые долгое время хранила Лидия Степановна Приходько (Табакова).
Военно-санитарный поезд №312, г. Вологда
В первые месяцы войны Вологодский паровозовагоноремонтный завод подготовил к эксплуатации более 10 военно-санитарных поездов. Такие поезда имели специально оборудованные места для раненых, вагон-операционную, вагон-аптеку, вагон-прачечную.
Первый военно-санитарный поезд №312 вышел в первый рейс 26 июня 1941 года. В бригаде поезда было 40 медицинских работников и железнодорожников. Поезд совершил десятки рейсов на все фронты, пройдя 200 тысяч километров, то есть расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам. За это время поездом было перевезено более 25 тысяч раненых.
Коллектив поезда №312 внес десятки рационализаторских предложений по организации перевозки раненых, превратив поезд в образцовое лечебное учреждение. Когда военно-санитарный поезд №312 прибывал на станцию, его старались поставить на первый путь - настолько он был красивым и ухоженным. Персонал поезда - начальник С. Даничев, парторг И. Порохин, старшая операционная сестра Л. Разумова, военный фельдшер Ф. Киселева и весь коллектив - старались, чтобы раненые чувствовали себя как дома: в поезде был оборудован вагон-баня, на крыше стояли ящики с выращиваемой зеленью, под вагонами перевозили кур, поросят, чтобы подавать к столу раненых бойцов свежее мясо и яйца. В поезде царил образцовый порядок и чистота.
Впоследствии о легендарном санитарном поезде №312 писательница Вера Панова написала книгу "Спутники", а на экраны вышли художественные фильмы "Поезд милосердия" и "На всю оставшуюся жизнь".
Санитарный поезд — железнодорожный состав, предназначенный чаще всего для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым и больным в ходе военных действий (военно-санитарный поезд), имеющий в своем составе вагоны, специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших, а также вспомогательные вагоны, такие как вагоны-операционные, кухни, аптеки, вагоны для персонала, вагоны-морги и т. п.
Санитарные поезда впервые были применены англичанами в 1856 году в ходе Крымской войны. В дальнейшем железнодорожные поезда для перевозки раненых широко использовались в ходе Гражданской войны в Америке (1861-1865 гг.) и франко-прусской войны 1870—1871 гг. В немецкой армии за время этой войны 36 санитарных поездов перевезли до 40 тысяч больных и раненых.
4 декабря 1876 года вышел императорский указ о формировании 14 санитарных поездов «на случай войны». В соответствии с указом такой поезд состоял из: 17 шестиколесных или 12 восьмиколесных санитарных вагонов, 2 пассажирских - для медицинского персонала и прислуги и 3 товарных: кухонного, вагона-кладовой и вагона для грязного белья и умерших в пути.
20 мая 1877 года первый санитарный поезд России отошел от перрона Николаевского вокзала. Одним из врачей на этом поезде был Ф.Ф. Шперк, который позднее напишет сочинение: под названием «Санитарный поезд № 1 имени Государыни Императрицы и его 16-месячная деятельность во время войны 1877—1878 гг.».
Уже в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов санитарные поезда русского Красного креста перевезли свыше двухсот тысяч больных и раненых.
Большое количество санитарных поездов в России было сформировано в период Русско-Японской и Первой мировой войн. Во время войны с Японией санитарные поезда эвакуировали 87 тысяч больных и раненых. Во время Первой мировой наряду с санитарными поездами Красного креста по обе стороны фронта в Европе курсировали и медицинские поезда Мальтийского ордена.
Во время Гражданской войны в России только на стороне Красной Армии действовало 242 санитарных поезда.
Наибольшее количество больных и раненых санитарные поезда эвакуировали во время Великой Отечественной войны. Миллионы жизней советских солдат и мирных граждан были спасены военно-санитарными поездами, осуществлявшими не только эвакуацию и первую помощь, но и выступавшими в роли передвижных больниц, оборудованных операционными. По свидетельству участников войны немецкие-фашистские войска использовали эмблему Красного креста в качестве прикрытия своих бронепоездов, тогда как красный крест на советских поездах не смущал атаковавших их немецких лётчиков.
По состоянию на 2007 год в России действуют три передвижных консультационно-диагностических центра на базе железнодорожных поездов: «Здоровье», "Терапевт Матвей Мудров" и "Хирург Николай Пирогов". Диагностический поезд состоит из восьми переоборудованных пассажирских вагонов. В поезде есть аптека, где можно сразу после осмотра приобрести необходимые лекарства. Один вагон оборудован дизель-генераторными агрегатами, обеспечивающими полную автономность энергоснабжения.
24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщений дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов.
Военно-санитарные поезда в годы войны перевезли миллионы раненых и больных. Они были своеобразными госпиталями на колесах, где целыми сутками, не зная отдыха, врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов. Санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Это были кровеносные сосуды, связывающие медиков фронта и тыла.
Военно-санитарный поезд №87, г. Саратов
На Рязано-Уральской железной дороге (ныне - Приволжская) в Саратовской области было сформировано 3 военно-санитарных поезда. За годы войны на железнодорожные станции Саратовской области пришло более 100 военно-санитарных поездов с ранеными бойцами. Благодаря усилиям медиков, в эвакогоспиталях поправили свое здоровье более 300 тысяч раненых.
17 июля 1941 года в первый рейс из Саратова отправился военно-санитарный поезд №87, начальником которого был майор медицинской службы Павел Кондратьевич Табаков (отец народного артиста СССР Олега Павловича Табакова).
Замелькали станции: Балашов, Паворино, Лихая, Ростов, Запорожье...
День за днем, месяц за месяцем трудились сотрудники военно-санитарного поезда – врачи, медсестры, санитары, проводники. В их числе: врач, старший лейтенант Виктор Ушацкий, заведующая аптекой Дина Островская, медсестры Антонина Каширина, Татьяна Усина, Александра Клокова, Валентина Кащенко. Они вывозили раненых из прифронтовой зоны, лечили, доставляли в тыл.
Во время Великой Отечественной войны военно-санитарный поезд №87 совершил 35 рейсов, прошел более 220 тысяч километров. Об этом можно прочитать в сохранившемся "Путевом дневнике военно-санитарного поезда №87", который вела делопроизводитель Лидия Приходько. Победу персонал военно-санитарного поезда №87 встретил на станции Валуйки Воронежской области. Но работа на этом не закончилась. В июле 1945 года поезд отправился в Варшаву и Франкфурт, в августе и сентябре того же года перевозил репатриированных, а в октябре и ноябре - демобилизованных, отпускников и гражданских лиц.
17 июля 2002 года на территории Саратовского государственного музея боевой славы появился необычный экспонат – военно-санитарный вагон 40-х годов. Этот вагон являлся аптекой-перевязочной, состоящей из санпропускника, перевязочной, отделения для тяжело- и легкораненых, аптеки и медицинского поста. Здесь воспроизведена атмосфера военных лет: представлены подлинные медицинские инструменты того времени, предметы быта, а также документы из архива военно-санитарного поезда №87, которые долгое время хранила Лидия Степановна Приходько (Табакова).
Военно-санитарный поезд №312, г. Вологда
В первые месяцы войны Вологодский паровозовагоноремонтный завод подготовил к эксплуатации более 10 военно-санитарных поездов. Такие поезда имели специально оборудованные места для раненых, вагон-операционную, вагон-аптеку, вагон-прачечную.
Первый военно-санитарный поезд №312 вышел в первый рейс 26 июня 1941 года. В бригаде поезда было 40 медицинских работников и железнодорожников. Поезд совершил десятки рейсов на все фронты, пройдя 200 тысяч километров, то есть расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам. За это время поездом было перевезено более 25 тысяч раненых.
Коллектив поезда №312 внес десятки рационализаторских предложений по организации перевозки раненых, превратив поезд в образцовое лечебное учреждение. Когда военно-санитарный поезд №312 прибывал на станцию, его старались поставить на первый путь - настолько он был красивым и ухоженным. Персонал поезда - начальник С. Даничев, парторг И. Порохин, старшая операционная сестра Л. Разумова, военный фельдшер Ф. Киселева и весь коллектив - старались, чтобы раненые чувствовали себя как дома: в поезде был оборудован вагон-баня, на крыше стояли ящики с выращиваемой зеленью, под вагонами перевозили кур, поросят, чтобы подавать к столу раненых бойцов свежее мясо и яйца. В поезде царил образцовый порядок и чистота.
Впоследствии о легендарном санитарном поезде №312 писательница Вера Панова написала книгу "Спутники", а на экраны вышли художественные фильмы "Поезд милосердия" и "На всю оставшуюся жизнь".
Невозможно представить сколько труда и помощи внесли военно-санитарные поезда!!! Деханов Денис 9А
ОтветитьУдалитьВалерий Александрович,спасибо за информацию о санитарных поездах.Во время войны.Я много узнала.Моя прабабушка была санитаркой в одном из таких поездов.
ОтветитьУдалитьэти поезда были очень значимы для людей. Теперь про военно-санитарные поезда должен выпуститься не один фильм и не одна книга. Они этого заслужили! (Архипова Кристина, 9"Б")
ОтветитьУдалитьТакие фильмы были уже сняты, но очень давно. Тема, конечно, очень трогательная, если знать, что тем медицинским сёстрам было по 18-20 лет. Где силы - то брали?!
ОтветитьУдалитьХочу найти данные по маминому дяде Кузьмину Дмитрию Ивановичу. известно , что он был призван в 1942 году из Татищевского района Саратовской области. Служил на одном из санитарных поездов.
ОтветитьУдалитьПо этому району нам, к сожалению, ничего не известно. Если мы что-то узнаём, обязательно опубликуем на сайте. С уважением.
УдалитьФамилия Кузьмин
УдалитьИмя Дмитрий
Отчество Иванович
Дата рождения/Возраст __.__.1907
Место рождения Саратовская обл., Татищевский р-н, Слепцовский с/с
Дата и место призыва 12.08.1941 Татищевский РВК, Саратовская обл., Татищевский р-н
Последнее место службы п/п 57328 С
Воинское звание рядовой
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.10.1943
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18004
Номер дела источника информации 392
Уточняю данные по маминому дяде. По сведениям из ОБД "Мемориал" последние сведения о нем были с территории УССР. Но там полевая почта обведена в овал и перечеркнута.
ОтветитьУдалитьЯ не могу выяснить номера санитарных поездов, которые формировались на территории Саратовской области. Правда один все таки известен. Это санитарный поезд 87 в котором начальником был отец Олега Табакова. Прошу Вас опубликовать номера ( если это возможно )двух других.
ОтветитьУдалитьВ случае опубликования номеров именно от этого я и буду отталкиваться.
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за Вашу работу.
ОтветитьУдалитьМоя бабушка Тарасенко Зоя Степановна тоже во время войны спасала людей в санитарных поездах.
А так же, моя прабабушка Козлова Анна Николаевна спасала людей во время войны и после нее будучи врачем от бога.